​ ​

Форум клана ЧПУшников

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум клана ЧПУшников » Технологии, ремесла » БАСМА, ЧЕКАНКА НАСЕЧКА по ДЕРЕВУ (сочетание металла и дерева)


БАСМА, ЧЕКАНКА НАСЕЧКА по ДЕРЕВУ (сочетание металла и дерева)

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

Вопрос к dolinskyv
сможете немного рассказать о технологии басмы, технология старая, интересна многим - но вы занимаетесь ей конкретно на практике, расскажите какие материалы и оборудование используете, где можно приобрести фольгу, из каких металлов она может быть, какие толщины, каким образом происходит крепеж?
я так понимаю оклады икон изготовлены тоже по этой технологии?
Просьба для всех, кого заинтересовала тема, особенно, кто делится информацией - не ленитесь оформлять свои посты, редактируйте а не набирайте новые если это возможно, иллюстрации приветствуются особо. В любом журнале - минимум текста - максимум картинок и все становится понятно.

0

2

Первое что нагуглил: http://www.patlah.ru/etm/etm-01/teh metall/metallograf/basma-1/basma-1.htm
Не в тему, но тоже интересно:
Сам хотел как-то немного по другой технологии производить настенную плитку:
1) Создать на станке с ЧПУ Плитку-шаблон
2) Сделать формочку, заполнить строительным силиконом, вдавить в неё плитку-шаблон, смазанную маслом.
3) Силикон застывает, достаём шаблон, делаем вторую такую же формочку и т.д..
4) Берём полученые силиконовые формочки, заливаем в них раствор алебастра, сушим.
5) Достаём плитку (формочка мягкая, сползает легко) и заливаем следующую партию.
6) Плитку можно расскрасить красками по вкусу.

Плюсы:
Алебастр недорогой и если мне не изменяет память, бракованные плитки можно опять растворить в тёплой воде и на этой основе забадяжить следующую партию.
Достаточно 1 раз сделать шаблон на ЧПУ, не надо изводить фрезы.
Быстро налаживается потоковое производство. Формочки многоразовые.

Минус:
Полученная плитка боится влаги.

Отредактировано NikRoman (13-05-2012 15:49:45)

0

3

Басма — это тонкие листы металла с рельефным рисунком, полученным путем выдавливания.
В переводе с тюркского — "отпечаток".

Применялась эта техника в основном в тех районах, где из-за дефицита металла не могли развиваться литье и чеканка.

Басма упрощала художественную обработку металла, изделия стали дешевле и доступнее.

В древнерусском искусстве техника басмы зародилась еще в X — XI веках.

Басма применялась для оковки всевозможных изделий: рам для икон, переплетов книг, ларцов, сундуков и т.п.

Основу изделия делали из древесины и на нее при помощи мелких гвоздей набивали басму,
сплошь закрывающую столярную конструкцию и превращающую изделие как бы в чеканное.

До нас дошли работы XII—XIII веков, выполненные в этой технике.

Например:

Икона в окладе "Богоматерь Владимирская"
ТЕХНИКА, МАТЕРИАЛЫ: Дерево, левкас, темпера, творёное золото и серебро.
Басма - серебряный сплав, чеканка.
РАЗМЕР: 30,5Х26,5 РЕГИОН: Москва ДАТИРОВКА: Начало XVIIв.
http://uploads.ru/t/a/4/q/a4qK0.jpg

А так выглядит современная версия обитой басмой иконы:
http://uploads.ru/t/7/r/M/7rMWp.jpg

Фрагмент современных "Царских врат", выполненных в этой технике:
http://uploads.ru/t/q/b/d/qbdRS.jpg

Басму можно использовать не только для декорирования икон и церковной утвари.
Вот советский барометр, при помощи басмы превращённый в "антикварную" вещь:
http://uploads.ru/t/5/K/a/5Kafg.jpg

Или вот - практически - басменная колонна
http://uploads.ru/t/Q/s/6/Qs6CL.jpg

Древняя техника изготовления изготовления матрицы для тиражирования басмы
действительно, прекрасно представлена в посте у
NikRoman (или Здесь)

Современные технологии позволяют значительно упростить процесс создания матрицы.
Применяют три следующих способа:

1. Чеканят рисунок на фольге вручную, набивают на фанерку 4мм и относят в литейку, где вдавливают в "литейную землю" и отливают, например из латуни или дюраля.
2. Форму сначала вырезают из дерева (вручную или на ЧПУ), и тоже относят в литейку.

3. Форму сразу фрезеруют на станке с ЧПУ из металла. (меди, латуни или даже - стали, если станок позволяет)
Высота рельефа рисунка не должна превышать 2мм, иначе фольга будет рваться.

В качестве пуансона теперь используют  прокладки из  резины толщиной 10...15 мм, а давление на них осуществляют с помощью ручных прессов.

Фольга используется медная, алюминиевая или латунная.
Толщина фольги - 0,15-0,2мм.

Чтобы рельеф лучше читался, его покрывают патиной или масляной краской,
а потом шлифуют шлифовальной губкой выступающие места рельефа.

Крепятся готовые фрагменты на клей или (лучше!) специальными маленькими гвоздиками с красивой круглой шляпкой.

Вот, кстати, киот, у которого латунная басма затонированна патиной голубого цвета:
http://uploads.ru/t/v/w/J/vwJM7.jpg

А вот, для примера, уже одна из готовых к работе матриц:

http://uploads.ru/t/1/u/y/1uyFw.jpg

Вот её модель в RLF

А вот уже готовый к использованию оттиск:
http://uploads.ru/t/a/P/z/aPzVH.jpg

На самом деле, технология несколько сложнее, существуют некоторые нюансы -
спрашивайте. Обещаю ответить на ВСЕ возникшие вопросы.

Отредактировано dolinskyv (14-05-2012 03:00:52)

+2

4

Вот ещё одна моделька.
Подготовлена для чистовой обработки шаровой фрезой ф1,5мм.
http://uploads.ru/t/B/2/S/B2SnY.jpg

Сама модель:

http://uploads.ru/t/I/0/j/I0jiq.jpg

Отредактировано dolinskyv (14-05-2012 00:13:01)

+2

5

а обязательно в резину? в арткаме есть функция: матрица-пуансон. Если использовать её и металл+металл. сразу задаем толщину например 0,15. Должны получиться точные и пуансон и матрица и между ними место для фольги. каким прессом вы пользуетесь? и где можно приобрести фольгу?

0

6

Energizer написал(а):

а обязательно в резину? в арткаме есть функция: матрица-пуансон. Если использовать её и металл+металл. сразу задаем толщину например 0,15. Должны получиться точные и пуансон и матрица и между ними место для фольги. каким прессом вы пользуетесь? и где можно приобрести фольгу?

Можно и с пуансоном. И даже не на ЧПУ его делать, а поставить к матрице бортики и залить форму свинцом.
Но зачем? Резина прекрасно справляется. Хотя если рельф высокий и сложный - лучшего решения не придумаешь.

А пресс - обычный гаражный, электро-гидравлический, на 60т.  Фирмы ООО "АвтоСпецОборудование" Модель P-342.
http://uploads.ru/t/S/k/O/SkOWv.jpg
http://uploads.ru/t/A/6/t/A6t9Y.jpg
http://uploads.ru/t/L/d/E/LdE7i.jpg
(На фото, правда пресс на 100т. Но они почти идентичны.)
Документация на него Здесь

Брали ещё пресс OMA, итальянский, на 60т. - гуано редкое. Гидроцилиндр рвётся по шву, хотя работаем на 25-30т.

А вообще, знаю, некоторые басму в гаражах домкратами автомобильными ручными давят.

И латунная и медная фольга продаётся на любом комбинате по переработке цветмета.
Я покупаю в Кольчугино, Владимирской области.

ВАЖНО: Когда заказывать будете, заказывайте ленту шириной 200-300мм, толщиной 0.15-0.2мм, состояние металла - мягкое.

Отредактировано dolinskyv (14-05-2012 01:49:21)

0

7

NikRoman

Алебастр недорогой и если мне не изменяет память, бракованные плитки можно опять растворить в тёплой воде и на этой основе забадяжить следующую партию

Изменяет. Нельзя. Тоже эти занимался.  :D

0

8

NikRoman написал(а):

Плитку можно расскрасить красками по вкусу.

Тогда уж недалеко  дойти и до изготовления изразцов.
Была бы печь муфельная, чтобы их обжигать.
Формы можно в дереве какие угодно.

dolinskyv написал(а):

Басма упрощала художественную обработку металла, изделия стали дешевле и доступнее.

Видел как отделывали иконостас в монастыре - смотрится замечательно,одно дело, так теперь лепят кому не лень и куда ни плюнь, посмотришь поближе - дешевка, цены ломят.
Принципиально буду добавлять в обрамление литые элементы на штифтах, а то понабивают в икону гвоздей...

+1

9

Energizer написал(а):

а обязательно в резину? в арткаме есть функция: матрица-пуансон. Если использовать её и металл+металл. сразу задаем толщину например 0,15. Должны получиться точные и пуансон и матрица и между ними место для фольги. каким прессом вы пользуетесь? и где можно приобрести фольгу?

Если чеканить между металлическими матрицой и пуансоном, то нужно использовать направляющие, которые не дадут сместиться матрице относительно пуансона, такой метод используют если нужно продавить металл более 2мм. Тонкое проще чеканить на резину.

0

10

SilverP написал(а):

Видел как отделывали иконостас в монастыре - смотрится замечательно,одно дело, так теперь лепят кому не лень и куда ни плюнь, посмотришь поближе - дешевка, цены ломят.
Принципиально буду добавлять в обрамление литые элементы на штифтах, а то понабивают в икону гвоздей...

Да, можно также крепить басменные фрагменты
на клей типа "жидкие гвозди", или на специальную мастику -
её рецепт легко найти в инете.

Видел также в инете фото, на котором фрагменты басмы
на царских вратах предварительно закреплены двусторонним скотчем.

Сами же священники при заказе басменного изделия просят не мудрить
с новыми технологиями, а делать всё по-старинке, т.е. на гвоздях.

Умелый "басмач" искусно вплетёт шляпки гвоздей в орнамент,
усиливая, тем самым, декоративный эффект изделия.

Отредактировано dolinskyvv (16-05-2012 00:04:51)

+1

11

label написал(а):

Если чеканить между металлическими матрицой и пуансоном, то нужно использовать направляющие, которые не дадут сместиться матрице относительно пуансона, такой метод используют если нужно продавить металл более 2мм.

Для басмы то более и не надо, о то уже классический штамп получается.Оптимизировать старую технологию и давление через кожу или резину, плюс правильное патинирование. Кстати в монастыре, где видел басменную работу использовали серебряный лист, мягкий, 0.5мм, патинировали и обшивали колонны, арки иконостаса.Оччень впечатляет работа(правда говорили, монтаж страшновато было делать - высоко)

0

12

А как подготовить землю для литья матрицы , чтобы она получилась более менее гладкой.Сколько ни пробовал и через чулок песок и глину протирал, все равно в пупырышках все, хоть оттиск ,на вид и гладкий получается.Может надо как то метал перед заливкой вакуумировть?

0

13

vitaska1 написал(а):

Может надо как то метал перед заливкой вакуумировть?

Ведь матриц вам не 100 штук надо, возьмите формомассу для литья латуни, прокалите форму по прилагаемому режиму к формомассе, дайте остыть до температуры заливки металла(можно хоть свинец  заливать) и залейте металл.
Если форма большая, и без вариантов надо в земли лить,попробуйте использовать формомассу как слой в земляной форме, это же специальный гипс и разводится водой, можно предположить, что он сгладит  земляную структуру.
Надо поэксперементировать.

0

14

А как в ней выдавить мастермодель ? Она же (формомасса) расчитана для работы с восковками. Мне кажется она будет налипать на мастермодель и ничего путнего не получится.Но за совет спасибо. Может попробую восковку сразу сделать.

0

15

Можно не выдавливать,а обмазать. Басменная матрица плоская,если ее смазать типа фэйри,то гипс отстанет. Обмазать лишь часть,где узор и потом вставить в земляную форму и делать в обычном режиме.

+1

16

Не могу найти фольгу(ленту) латунную или медную на Украине.Кто знает подскажите плиз.

0

17

я бы в Питере с удовольствием хотел бы найти такую- у кого есть инфа?

0

18

Тут http://www.listmet.ru/product.php  попробуй раздобыть...

+1

19

http://i0.wp.com/www.joshharker.com/wp-content/uploads/2013/12/CraniaAnatomicaFiligreBinary_JoshuaHarker.jpg?resize=956,956

0


Вы здесь » Форум клана ЧПУшников » Технологии, ремесла » БАСМА, ЧЕКАНКА НАСЕЧКА по ДЕРЕВУ (сочетание металла и дерева)